ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ МУЗЕЕВ-УСАДЕБ И МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ
КАК ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ


Александр Сергеевич СОКОЛОВ
Министр культуры Российской Федерации
  Главная русская страница  >>>  Круглые столы  >>>  Стратегия перехода РФ на экологически более чистое производство ..."  >>>  Тезисы докладов  >>>

А.С. СОКОЛОВ

Вопрос о проблемах музеев-заповедников сравнительно недавно, а точнее в декабре 2005 года, рассматривался на заседании Правительства Российской Федерации.

Сегодня же я в своем выступлении хотел бы остановиться на отдельных аспектах общего характера, чтобы пояснить, что сейчас реально предпринимается на федеральном уровне в связи с этой ситуацией.

Начну с краткой статистической справки. В нашем государственном реестре памятников истории и культуры Российской Федерации числится более 81 тысячи объектов наследия, почти половина из них – объекты федерального значения, в том числе около 18 тысяч – объекты археологического наследия. 23 объекта Российской Федерации включены в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. По России насчитывается более трех тысяч музеев, из них около 1500 – государственные или муниципальные, 144 – музеи-заповедники и музеи-усадьбы (103 – музеи-заповедники, 41 – музеи-усадьбы). 26 музеев-заповедников имеют федеральное значение, 15 музеев-заповедников из общего числа федеральных включены в число особо ценных объектов культурного наследия. Эти числа означают, что музеи-заповедники и музеи-усадьбы в совокупности составляют более 6 процентов от общего числа музеев, причем эта категория была совершенно не прописана в законе о музеях, т.е. понятие «музей-заповедник» совершенно не употреблялось до сегодняшнего дня. Если говорить о единицах хранения музеев-заповедников, они составляют всего 11 процентов от числа всего музейного фонда России, но посещаемость музеев-заповедников и музеев-усадеб в год составляет 17 миллионов человек – 24 процента от посещаемости всех музейных учреждений России. Проблема в том, что именно эта категория музеев-заповедников и историко-культурных заповедников – это комплексные по функциям учреждения, и они призваны не только сохранять в неприкосновенности архитектурные, археологические и мемориальные памятники, но и историческую территорию, т.е. собственно археологические и мемориальные памятники, ландшафтные зоны, в том числе и уникальные культурные и природные ландшафты, а также, что очень существенно, уклад жизни местного населения, т.е. тут возникает та самая специфика, которая требует особого к себе внимания. И за последнее десятилетие в новых экономических условиях музеи-заповедники стали значительно активно вести соответствующую своим функциям хозяйственную деятельность. Однако именно эта хозяйственная деятельность музеев-заповедников на территории и прилегающих земельных участках не урегулирована действующим законодательством. И даже учредительные документы музеев-заповедников, их устав предусматривает только те формы и виды деятельности, которые предусмотрены законом о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации. Таким образом, деятельность по использованию природного ресурса территории, в том числе и в хозяйственных целях, фактически является нелегитимным. В целом на сегодняшний день нет четких законодательно-правовых документов или положений, определяющих порядок и процедуру учреждения, определения цели создания и видов деятельности в музеях-заповедниках и историко-культурных заповедниках. И вместе с тем в настоящее время в 43 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы.

Отсутствуют музеи-заповедники производственного наследия, которые могли бы быть созданы на месте старых заводов, шахт, рудников, вокзалов или пристаней, солеварен, местах бытования традиционных исторических производств.

Несмотря на рост числа археологических музеев-заповедников России, реально музеефицированных объектов очень мало. Совершенно не освоена сфера археологического туризма, очень слабо используется в России его потенциал. Существенной проблемой является отсутствие адекватного законодательства и научно-методических рекомендаций по созданию археологических музеев и их функционированию в единой системе туризма. Заседание правительства, о котором я сказал выше, позволило сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, и сейчас я сообщу, какие шаги были предприняты за последние полгода.

Был разработан проект государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников до 2015 года, т.е. это долгосрочная программа, и программа их организации в субъектах РФ. Этой программой до 2015 года в 44 субъектах РФ планируется сформировать 357 историко-культурных заповедников и музеев-заповедников различных типов, в их числе: археологических – 83, этнографических – 46, промышленного наследия – 31, военно-исторических – 23, исторических поселений – 72, исторические пути и дороги – 14, музеи-усадьбы – 88.

Разработали мы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о музейном фонде РФ и музеях РФ в части, касающейся деятельности музеев-заповедников по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, культурных и природных ландшафтов. Цель законопроекта – закрепить в законодательстве уже существующее на практике понятие «музей-заповедник», прописать порядок и цели создания музеев-заповедников, порядок учреждения, а также порядок их ликвидации и виды деятельности.

Появилось предложение по организации системы подготовки и переподготовки кадров для музеев-заповедников. Конечно, важнейшая проблема – проблема воспитания молодых специалистов.

Сейчас осуществляется разработка концепции использования музеев-заповедников и историко-культурных заповедников в целях развития культурно-образовательного и образовательного туризма.

Следующий блок документов – программа комплексного развития музеев-заповедников. Это очень важные документы, они свидетельствуют о наличии ресурсного потенциала музеев-заповедников России и готовности к модернизации с учетом развития музейно-туристской деятельности. При этом в программах определены – ориентировочно, конечно, - финансовые, организационные и кадровые ресурсы, необходимые для построения устойчивой связи «музей – музейный продукт – музейно-образовательный туризм и индустрия российского культурного отдыха».

Анализ среднесрочных программ комплексного развития – это период 2002-2010гг. – позволяет сделать следующие выводы. Направления развития музеев-заповедников России гармонично совпадают с мировыми культурными тенденциями развития этнотуризма и экологического туризма, являющимся инстинктивной защитой общества от усиливающейся глобализации.

Практически все музеи – заповедники выделяют три приоритетных направления своего развития:

Первое – публичное представление и популяризация культурных ценностей музея-заповедника, которое должно выйти на новый уровень, в связи с чем планируется освоение новых форм музейной коммуникации и внедрение информационных технологий в музейную практику, включая создание и внедрение музейных программ, освоение новых форм работы с посетителями (театрализованные праздники, театрализованные гостиные и другое), а также развитие комплекса услуг для различных категорий посетителей.

Второе – создание условий для развития туристко-экскурсионной деятельности, развитие соответствующей инфраструктуры (визит-центр, гостевые дома, кафе и т.д.), освоение различных видов туризма, включая музейно-познавательный, этно- и экотуризм, научный и конференц-туризм.

Третье – это совершенствование кадровой структуры для освоения новых форм музейной деятельности.

При помощи и поддержке музей-заповедник будет существовать в новом качестве, что соответствует развитию музеев всего мира.

Hosted by uCoz